Электронная почта
svgc@svgc.ruПетр Слизевич
Газовая отрасль - одна из наиболее консервативных, но и в ней не обойтись без
повышения эффективности. Какие первоочередные задачи стоят перед
Средневолжской газовой компанией и какова стратегия ее развития? Об этом Волга
Ньюс рассказал в своем первом эксклюзивном интервью председатель правления ООО
"СВГК" Иван Аветисян.
Консервативная отрасль
- До прихода в СВГК вы достаточно долго работали в энергетике - в частности, в структурах
"ИнтерРАО ЕЭС". Какими проектами занимались?
-Да, действительно в "ИнтерРАО ЕЭС" я работал на нескольких проектах по строительству
и вводу в строй новых энергогенерирующих мощностей. Один из таких проектов - это
олимпйский объект, построенная с нуля газотурбинная Джубгинская ТЭС. В том числе у
меня был очень интересный опыт работы и в финансовом секторе, и в оборонно-
промышленном комплексе.
- То есть, с одной стороны, есть опыт работы в инфраструктурной отрасли, а с другой -
свежий взгляд. В том, что вы ожидали увидеть в СВГК, и том, что увидели, совпали ли
ваши ожидания и реальность?
- Каких-то серьезных сюрпризов не оказалось. У газовой и энергетической отрасли много
сходных проблем, в первую очередь связанных с экономикой, финансовым управлением.
Есть и похожее мышление: если производственные процессы за десятилетия уже
отработаны, то понимание того, что предприятие должно показывать положительный
финансово-экономический результат, не всегда очевидно. С этой точки зрения обе
отрасли консервативны.
- Как вы оценили коллектив, который сложился в компании? И если вы это ощущаете, то
как коллектив оценил вас?
- Конечно же, у людей пока остается здравая настороженность ко мне, но в целом
доверительный конструктивный диалог уже наладился. У меня было достаточно времени,
чтобы понять, что в СВГК сложился крепкий, профессиональный коллектив, с которым
можно браться за решение самых серьезных задач. Уровень технической надежности в
компании очень высок - это лучший критерий качества работы сотрудников.
Ориентир - на клиента
- Что вам кажется сейчас наиболее важным, первоочередным в списке задач, которые
надо решать?
- Первоочередных задач несколько, и они в немалой степени связаны друг с другом. В
первую очередь это улучшение взаимодействия с нашими абонентами, что
предусматривает повышение клиентоориентированности компании и дальнейший рост
надежности системы бесперебойного газоснабжения.
Большое внимание будет уделено оптимизации процессов внутри компании, что в итоге
должно привести к сокращению сроков принятия решений и более эффективному
распределению производственных ресурсов.
- Что нового появится в практике работы СВГК с ее клиентами?
- Мы планируем повысить уровень автоматизации клиентского обслуживания. Время нестоит на месте, и люди все чаще предпочитают использовать для общения с
коммунальными структурами мобильные приложения, как это давно сделано в
банковской сфере. Конечно же, мы учитываем эту тенденцию.
- А что будет сделано для удобства тех, кто в возрасте и кому сложно освоить
электронные сервисы?
- Мы понимаем, что круг наших клиентов очень велик и разнороден. Помимо
индивидуальных предпочтений, есть и ситуации, когда действительно эффективнее будет
личный контакт. Поэтому мы готовимся развернуть сеть Центров обслуживания клиентов
(ЦОК) с удобными клиентскими зонами.
- Где и когда будет открыт первый такой центр?
- Ориентировочно, он появится в Самаре в третьем квартале 2019 года. Но это пока
предварительные планы, они будут корректироваться.
- В последнее время сеть ЦОК активно развивают "Самарская сетевая компания" (ССК),
"Самараэнерго". Намерены ли вы использовать у себя опыт энергетиков, а также других
газовых компаний?
- Конечно, мы изучаем опыт конкурентов, опыт смежных отраслей, в том числе и работу в
данном направлении коллег-энергетиков. Наша задача - взять готовые, отработанные
решения и оптимизировать с учетом специфики отрасли. В нашей команде есть люди,
которые работали раньше в других ресурсоснабжающих компаниях и имеют реальный
опыт эффективности внедрения новых технологий с пониманием всех скрытых подводных
камней.
Фактически нам предстоит реорганизация всей структуры управления СВГК, целью
которой будет повышение экономической эффективности и клиентоориентированности
компании.
- Когда ждать итогов этого проекта?
- Процессы, направленные на повышение качественных показателей, не имеют какой-то
финальной точки - всегда есть к чему стремиться, что совершенствовать. Но рассчитываю,
что в 2019 году мы как минимум перейдем на новую оргструктуру. Ну, а в целом многие
существенные изменения дадут эффект в течение пяти лет. Эти сроки и являются нашим
горизонтом планирования.
Стратегия обновления
- Какие задачи будет решать реорганизация и в чем ее суть?
- Новую структуру мы разрабатываем с одним из ведущих российских консультантов в
этой сфере - "Экопси Консалтинг". Так, с одной стороны, ряд универсальных офисных
функций (например управление финансами) и юридическая работа будут
централизованы. Кстати, уже создана единая служба логистики и закупок, и это открывает
новые возможности для наших потенциальных поставщиков и подрядчиков. С другой
стороны, производственные подразделения, рассредоточенные по территории области,
получат больше самостоятельности в своей работе, но в своем узко специализированном
направлении.
- Что еще планируется изменить в структуре подразделений компании?
- В целом структура СВГК складывалась исторически довольно разнородно, и сейчас наши
филиалы сильно различаются по охватываемой территории, по протяженности
обслуживаемых газопроводов, по количеству абонентов. В новой структуре филиалы
станут сопоставимыми.
Перераспределение функций и ответственности будет подкреплено новой системоймотивации, поощряющей экономическую эффективность и качество работы. Например, в
системе мотивации персонала ЦОКов и служб, работающих с клиентами, будет учтена
степень удовлетворенности потребителей взаимодействием с СВГК. Ранее такой критерий
не использовался, но считаю, что пора его вводить.
- Как будет развиваться и обновляться газораспределительная сеть?
- Работу по обновлению существующей сети газораспределения в рамках долгосрочной
инвестпрограммы мы ведем планово, но при этом еще внимательно изучаем и проекты
по строительству новых жилых массивов. В наших интересах - заранее выходить на
застройщиков и оказывать услуги там, где это экономически целесообразно для нас и
будущих потребителей. Расширение этой сферы деятельности СВГК - задача наших вновь
создаваемых центров техприсоединения и строительства.
- Кроме основной деятельности, СВГК занимается и реализацией дополнительных услуг.
Каковы планы компании в этой сфере?
- Действительно, наряду с газораспределением и газификацией, компания оказывает
услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования,
обслуживанию котельных и прочих коммунально-бытовых объектов, ведет проектные и
строительно-монтажные работы. Для нас это возможность диверсифицировать тарифно-
регулируемую деятельность за счет работы в конкурентных секторах рынка.
Мы будем активно развивать коммерческие направления деятельности по продаже
потребителям дополнительных услуг. И то, что делается в плане
клиентоориентированности, должно этому способствовать.
- Ключевой момент развития для любой частной газотранспортной компании -
взаимоотношения со структурами "Газпрома" в регионе. Какие они у СВГК?
- Вы правы. "Газпром трансгаз Самара", "Газпром межрегионгаз Самара", "Газпром
газораспределение Самара" и "СВГК" - это партнеры, которые находятся в единой
производственной связке. Есть вопросы, по которым у нас не всегда полностью совпадают
точки зрения, но есть и огромное количество технических задач, которые мы можем
решить только в ходе совместной работы. Есть и общая цель - сделать нашу региональную
систему газоснабжения еще более надежной и эффективной.
У нас рабочие, партнерские отношения, наши сотрудники в ежедневном режиме решают
общие производственные задачи, мы даже участвуем в корпоративных мероприятиях
друг друга. Рассчитываем так же конструктивно взаимодействовать с коллегами и в
будущем.