10 Марта 2008
Традиции плюс новации
Журнал «Дело»
Петр Слизевич
В такой технически сложной отрасли, каковой является газовое хозяйство, особо ценятся две вещи: чувство ответственности и высокий профессионализм персонала. В «Средневолжской газовой компании» это понимают очень хорошо, и уделяют профподготовке особое внимание.
Своими силами
Профессиональная подготовка на производстве может показаться скучной рутиной, но в «СВГК» это не так. В компании сумели сохранить и творчески развить структуры, занимающиеся профподготовкой и переподготовкой специалистов. Действует учебный центр.
Вот что сказал Александр Симонов, заместитель генерального директора ООО «Средневолжская газовая компания» по работе с персоналом: «Мы сумели сохранить учебный центр в 90-е годы, когда вся система профессионального образования в городе, в области, в стране просто трещала по швам. Сегодня мы его укрепили. В год в нем проходят подготовку около 800 специалистов, в первую очередь это те, кто приходит в компанию извне. Это тем боле важно, что государственная система профессионального образования не готовит кадры по целому ряду специальностей, в частности слесарей по обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО). Кроме того, для получения допуска к газоопасным работам сотрудник обязан пройти соответствующее обучение».
Переподготовка сотрудников, которые уже работают в компании, поставлена на серьезную основу. Год назад сдан в эксплуатацию специальный полигон. Реальные трубопроводы, реальные стыки – по сути, в процессе обучения используются тренажеры, которые в полном объеме воспроизводят реальные объекты газового хозяйства. У СВГК есть планы по расширению учебной базы этого центра – строительство нового здания, нового полигона.
Как подчеркнул Александр Симонов, обучение линейного персонала в учебном центре проводят специалисты «СВГК». Они имеют и необходимые знания, и педагогический опыт. Кроме того, организовано обучение на семинарах вне компании – как в Самарской области, так и в других регионах России – в Москве, Санкт-Петербурге. В основном, этот вид обучения касается инженерно-технического персонала, проектировщиков, юристов, финансистов.
Работают на имидж компании
Однако для успешного развития клиентоориентированного бизнеса хорошего знания линейным персоналом оборудования и технологии выполнения работ недостаточно. Именно эти люди чаще всего общаются с клиентами, от них в немалой степени зависит имидж компании. В «СВГК» это поняли и включили в учебные программы коммуникационные тренинги.
«В 2007 году по мере расширения объемов услуг по обслуживанию ВДГО, мы начали учить персонал навыкам общения с людьми, - рассказывает Александр Симонов. - Для этого есть специальная программа, целая система тренингов, рассчитанная на несколько учебных дней. Учим, как правильно входить в контакт с клиентами, как оставить о компании положительное впечатление».
Не секрет, что в ходе обслуживания ВДГО нередко возникают конфликтные ситуации. Они связаны с тем, что домовладельцы не исполняют требования действующих норм и правил содержания и эксплуатации газового оборудования. Просто не придают этому значения. Например, прячут трубопроводы и арматуру за декоративными панелями и не понимают, что от этого страдает их личная безопасность. При этом домовладельцы часто уверены в своей правоте.
Как преодолеть непонимание и при этом не нанести ущерб имиджу компании? В учебном центре «СВГК» учат грамотно разрешать подобные ситуации с самыми разными категориями потребителей услуг. Для подготовки персонала по проблемам психологии общения привлекают сторонних специалистов. Кроме того, два сотрудника учебного центра прошли соответствующую подготовку и теперь тоже проводят тренинги.
Где взять толковых инженеров
Александр Симонов считает одним из важнейших направлений работу со студентами и молодыми специалистами. И здесь «СВГК» использует как новые идеи, так и старый, проверенный опыт сотрудничества вузов и производственных предприятий.
«В первую очередь нас интересуют студенты Самарской государственной архитектурно-строительной академии, которые обучаются по нашей профильной специальности – «теплогазовентиляция», - говорит Александр Симонов. – Есть договор о сотрудничестве с Академией, в его рамках мы ежегодно принимаем для прохождения практики 30 студентов старших курсов. А кроме того, порядка 15 выпускников СамГАСА ежегодно приходят работать в «СВГК».
В 2007 году взаимовыгодное сотрудничество расширилось, среди студентов-четверокурсников впервые проведен конкурс на лучший курсовой проект по газовой тематике. Шестеро из участвовавших в нем получили звание лауреатов и приглашение работать в «СВГК». Кроме того, им установлена дополнительная корпоративная стипендия на текущий учебный год.
«И мы, и профилирующие кафедры подошли к конкурсу очень серьезно, рассказывает Александр Симонов. - СВГК предложила темы на основе реальных техзаданий, наши специалисты Учебного центра и Управления проектных работ (УПР) консультировали студентов, вместе с преподавательским составом принимали защиту проектов. Инженеры УПР отметили, что проекты были выполнены на очень хорошем уровне. В этом году подобный конкурс будет организован вновь».
Кстати, победители конкурса проектов получают и читают журнал «Дело», подписку на него в рамках проекта «Карьера» оформила «СВГК».
Практику сотрудничества с СамГАСА скоро распространится на Самарский государственный технический университет – на теплоэнергетическом факультете есть специальности, близкие «СВГК». Предварительные переговоры прошли успешно, есть заинтересованность вуза в сотрудничестве сейчас в компании готовятся к встрече со студентами, готовят предложения по проведению конкурса проектов.
Внимание к теплоэнергетическому факультету не случайно. СВГК все больше выходит в такой конкурентный сегмент, как малая энергетика. Компании нужны квалифицированные специалисты.
Недавно в «СВГК» провели интересный эксперимент - ввели в штатное расписание должности помощника мастера и приняли на них порядка 10 молодых специалистов. При этом преследовали две цели - закрепить их на предприятии и максимально расширить профессиональный кругозор. Для этого специально не стали устанавливать для стажеров текущий производственный план и в течение 6-7 месяцев попробовали их на разных производственных участках. Результат прекрасный - сегодня подразделения «СВГК», в которых открываются вакансии мастера, буквально расхватывают этих специалистов, а на место поммастера приходят новые молодые специалисты.
Александр Симонов считает эксперимент удавшимся: «Мы не ошиблись в определении их человеческих качеств - у нас существует целая система отбора персонала при участии психологов – но плюс к этому обеспечили и качественную профессиональную подготовку».
МНЕНИЕ:
«ЛУЧШИЙ ПРИМЕР – ПРИМЕР РУКОВОДИТЕЛЯ»
СИМОНОВ Александр, заместитель генерального директора ООО «Средневолжская газовая компания» по работе с персоналом
- Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки, топ-менеджмент «СВГК» продолжает учиться. Действующие руководители «СВГК» очень серьезно относятся к повышению своего образовательного уровня, например в части получения степени МВА. И компания поддерживает это стремление – в бюджете предусмотрены соответствующие расходы.
Кроме того, в «СВГК» действует программа обязательного обучения руководителей внутри компании. В частности, недавно был проведен однодневный выездной семинар-трениг по формулированию и построению стратегии имиджевой деятельности предприятия. К участию в мозговом штурме мы привлекли даже тех руководителей, которые, казалось бы, не имеют к этому направлению непосредственного отношения.
Стратегия формирования имиджа компании призвана помочь в решении производственных задач. Мы хотели, чтобы руководители разных направлений поделились своими идеями на этот счет, чтобы они глубже поняли важность имиджевой политики для развития компании.