Call-центр:

8 800 707-65-55

Электронная почта

svgc@svgc.ru
Кадровая политика Баланс и оплата Вакансии
Миссия компании — безопасное и бесперебойное газоснабжение потребителей
1 Августа 2016

Человеческая логика автоматизации

Журнал «Дело»

Алена Кижапова


СВГК внедрила единую диспетчерскую службу для контроля, управления сетями газораспределения и аварийными работами в реальном времени

Единая диспетчерская служба (ЕДС) ООО «Средневолжская газовая компания» начала работать на полную мощность и уже сегодня приносит первые плоды реализации инновационной системы. Задачами новой структуры являются централизация сбора, обработки информации и принятия решений по аварийным ситуациям по всей территории зоны ответственности «СВГК», в которую входит подавляющее большинство населенных пунктов Самарской области. Как показала себя система за последние три года? Как разрабатывалось программное обеспечение для компании? Как отреагировали сотрудники на новшества? На эти и другие вопросы ответил заместитель главного инженера ООО «Средневолжская газовая компания» Вадим Сердюк.

- Когда была создана единая диспетчерская служба (ЕДС) СВГК? Как долго вы готовились к ее запуску?

- Идея создания ЕДС возникла у руководства СВГК в 2011 году. К завершению работ мы шли в течение трех лет, постепенно включая каждое подразделение. Нам хотелось создать единую систему организации работ по режимам газоснабжения и аварийного диспетчерского обслуживания. К тому моменту в компании уже появились технические средства и программы, дающие возможность реализовать этот проект. Был организован контакт-центр, использовались программные продукты. Возникла идея объединить все в единый комплекс, использовать систему для дистанционного управления аварийными ситуациями, отказаться от разрозненных диспетчерских служб на местах. Расчет оказался верным: на протяжении последних двух лет система не давала сбоев и зарекомендовала себя как четкий механизм работы по управлению аварийно-диспетчерским обслуживанием и режимами системы газоснабжения.

- Когда вы пришли к мысли о том, что необходимо создать ЕДС, обращались ли вы к какому-то уже существующему опыту?

- Специальный мониторинг мы не проводили. Все, что было наработано специалистами компании разного уровня – связь, IT, служба эксплуатации и т.д. – и привело к мысли объединения. К тому времени уже существовали колл-центры – у МегаФона, Ростелекома, различных справочных служб. Мы обращались в службы 01, 02, 03. На уровне пятилетней давности у всех были задействованы какие-то элементы системы. Например, передача информации на сотовой телефон и обратная связь с бригадой уже реализована в системе 03, но на другом программном продукте. Наверное, было бы проще, если что-то мы бы скопировали. Последние два года Самарская область занимается внедрением системы 112. Я состою в рабочей группе как представитель СВГК. Работа ведется под эгидой департамента информационных технологий и связи Самарской области. В группу входят руководители и кураторы всех оперативных экстренных служб 01, 02, 03, 04, на совещаниях группы с нами согласовывают варианты взаимодействия. В системе -112 реализован похожий функционал. Тем не менее, на момент создания нашей службы мы нигде не видели и не могли скопировать. Разрабатывали концепцию ЕДС сами, прошли весь путь от разработки до внедрения. Мы часто встречаемся с коллегами из Владимира, Оренбурга, Нижнего Новгорода, где разрозненно свои системы существуют, и газораспределительные организации понимают ценность ЕДС, но такой законченной системы, как у нас, нет ни у кого.

- Каковы практические результаты от внедрения ЕДС?

- На протяжении долгого времени специалисты разных подразделений работали разрозненно. Создать единую систему было очень тяжело. Но мы справились, можем теперь контролировать и направлять работу в нужное нам русло. Самое главное – мы смогли повысить квалификацию персонала для управления всеми процессами, выросла оперативность исполнения работы в части аварийных ситуаций и режимов. Вместе с тем оптимизировали количество персонала. Теперь нет разрозненных диспетчеров с одинаковыми функциями, есть единый центр. На новый уровень вышла обработка аварийных выездов. До создания ЕДС аварийная бригада в Самаре обеспечивала от 7до 10 выездов в день в зависимости от времени года. Сейчас с помощью системы количество обрабатываемых заявок увеличилось до 12-13, соответственно существенно выросла производительность.

Важно, что теперь мы можем быстро, из единого центра информировать органы власти, другие экстренные службы об аварийных ситуациях, утечках газа. Раньше мы должны были обеспечивать взаимодействие разных диспетчерских для сбора и передачи консолидированной информации в – Ростехнадзор, МЧС, ЕДС муниципальных образований. Кто-то должен был ее сверять, уточнять. Сейчас вся информация стекается в один центр управления, который единообразно взаимодействует со всеми заинтересованными организациями. Мы и видим ситуацию в целом, и не упускаем оперативных изменений.

- Как работает система контроля и управления режимами?

- Мы газораспределительная организация. Основной ее функционал – безопасное и безаварийное газоснабжение. Вместе с тем в процессе организации газоснабжения мы осуществляем транспортировку газа, который получаем от поставщика, по нашим сетям. В нашей сети поставляется газ с газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Самара» с определенным давлением. Получив газ, мы должны его довести до потребителя. Режимная работа заключается во взаимодействии по поддержанию определенного давления, контроля расходов. Сюда же относятся зимние периоды, когда невозможно сокращение поставок газа, переключения, аварийные ситуации. Мы взаимодействуем с поставщиком газа, следим за теми режимами и параметрами, которые должны обеспечить при транспортировке до потребителя. До создания ЕДС это была отдельная работа. Теперь это совмещено в рамках одного подразделения ЕДС. У диспетчера для контроля системы газоснабжения работает система телеметрии (СКАДО-система), которая контролирует порядка 450 объектов газоснабжения в регионе. Система отображает те параметры, которые говорят о технологическом состоянии оборудования – давление, расход, загазованность и т.д. Все эти данные приходят на рабочее место диспетчеру. Существуют пределы рабочих режимов, все регламентировано определенными уставами. Как только ситуация выходит за рабочий режим, система срабатывает, диспетчер принимает заявку и автоматически отправляет бригаду.

- Что нового появилось в работе аварийно-диспетчерской службы?

- Дополнительно к работе по приему и обработке звонков по номеру «04» и устранению всех аварийных ситуаций, которые возникают у населения в процессе использования газа, отработана система приема и обработки входящих аварийных звонков, так называемый контакт-центр или колл-центр. Сейчас переходим и на номера 104 и112, поскольку мы собираем заявки со всей Самарской области. Здесь включается непростая система приема телефонных звонков с помощью резервирования. Для нас очень важно работать в такой системе, чтобы в каких-то аварийных ситуациях она могла автоматически перейти на резервные каналы, поддержать свою работоспособность. Продуманы многие вопросы: задействовано два независимых источника электроснабжения, дизель-генератор, системы кондиционирования и резервирования каналов. У нас возникла идея соединить все в единый комплекс. В целом это называется «автоматизированное рабочее место диспетчера». Соответственное обучение прошел персонал. Мы не стоим на месте и стараемся поддерживать квалификацию, развивать систему. Чтобы она помогала нам работать, важно вложить в нее оптимальную логику распределения заявок, взаимодействия. Это творческий и очень интересный процесс. Теперь, имея централизованный контроль всех составляющих, мы можем интегрироваться с системой 112, где действуют дополнительные требования. Так, мы обязаны работать с заявителем: выслушать его, провести инструктаж.

- Что позволило компании добиться таких результатов?

- Именно использование программных комплексов. Ведь раньше диспетчер принимал звонок, записывал в журнал. Сейчас все происходит в автоматическом режиме на базе программ «Учет аварийных заявок» и «Планирование»: заявка заносится в специальную программу, назначается машина. Но в любом случае принимает решение по назначению машины диспетчер, программа только подсказывает, какую бригаду можно назначить, исходя из ее оснащения и месторасположения. Также диспетчер может воспользоваться функцией позиционирования заявки на географическую информационную систему (ГИС) и в режиме реального времени увидеть газовые сети и тот участок, на котором произошла авария. Взаимодействие с бригадой осуществляется через смартфоны, заявка автоматически приходит на гаджет, бригада отмечает, что она выехала. Когда специалисты добираются до места, отмечают, что прибыли и т.д. Иногда бригаде необходима помощь в определении зоны отключения. Мы должны понимать, какую задвижку отключить и какое количество абонентов попадает под отключение. Тем не менее, порядка 90% заявок распределяется автоматически. Взаимодействие с диспетчером не требуется, он только контролирует ситуацию. На 37 аварийных бригад у нас четыре диспетчера, то есть на одного диспетчера приходится до 10 аварийных бригад. Раньше диспетчер не справлялся с восемью бригадами, и требовалось еще 2-3 специалиста, которые в ручном режиме отслеживали заявки.

- У бригад на телефонах установлено специальное приложение?

- Первоначально это был не смартфон, а обычный телефон с Java-приложением. Сейчас написано также приложение на операционной системе Android, и мы чаще используем не телефоны, а небольшие планшетные компьютеры. Пока в систему включены и телефоны с Java, чтобы не переоснащать сразу все бригады, но со временем это будет обязательно сделано. На телефоне, конечно, невозможно нормально посмотреть схему сети, для этого у нас используется планшетный компьютер побольше.

- Создание ПО было реализовано силами специалистов СВГК или было поручено сторонней компании-разработчику?

- У нас есть отдел разработки в Управлении информационных технологий, уровень которого позволил нам самостоятельно разработать и реализовать часть технического задания на ЕДС. Наши специалисты за достаточно короткий срок разработали систему «Учет аварийных заявок» и протестировали ее, так что мы сейчас не зависим от сторонних разработчиков. Соответственно, наши специалисты осуществляют поддержку этой системы, доработку и интеграцию с другими.

- Над чем сейчас работаете в целях усовершенствования ЕДС?

- В ближайшее время мы планируем реализовать такую функцию, как передача в мобильное приложение возможной зоны отключения. В этом случае бригада будет больше заниматься процессом отключения и исполнением заявки, а со стороны диспетчера будет только информационная поддержка. Как только заявка исполнена, у бригады появится возможность оформления заявки в мобильном приложении в режиме онлайн. Можно не отзваниваться по рации, не докладывать.

На перспективу внедрили систему контроля одоризации газа. Природный газ метан не имеет цвета и запаха. Для того, чтобы население при возможных утечках могло вовремя почувствовать его, на уровне «Трансгаза» происходит его одоризация газа, а мы контролируем соответствующие показатели, отбирая пробы и направляя в лабораторию. Но теперь в части газового хозяйства Самары возможно использование автоматической системы, которая забирает газ, анализирует и передает эту информацию в диспетчерскую. Пока автоматическая система не заменила ручной сбор и анализ нормативно. Но она помогает нам: как только происходит выход за пределы одоризации, увеличивается количество заявок. Процесс ручного забора проб тормозит разрешение проблемы, а в режиме онлайн мы видим, с каким уровнем одоризации газ от поставщика подходит в наши сети, и можем применить срочные меры по забору проб. Затем, если необходимо регулирование уровня, связываемся с поставщиком. И заявок, и аварийных выездов становится меньше.

- Каковы планы по развитию ЕДС на 2016 год?

- Будем усовершенствовать «начинку» программы, дорабатывать ее, а главное – продолжать внедрение системы. Люди очень тяжело воспринимают все перемены, особенно процессы автоматизации, нелегко привыкают к тому факту, что теперь их работа под контролем. Приходится постепенно, не за месяц и даже не за два, обучать, прививать новые методы работы. Все это этапы внедрения автоматизации, где не последнюю роль играет все-таки человеческий фактор. А поскольку коллектив обновляется, то усовершенствованию системы и обучению персонала нет границ.

Если говорить об усовершенствовании действующей географической информационной системы, функционирующей в ЕДС, то мы хотим с помощью беспилотного летательного аппарата, оснащенного специальными приборами, сканировать газопровод. Полученную информацию сбрасывать в компьютер, где происходит обработка данных программой, и можно будет определить, куда направлять аварийную или эксплуатационную бригаду. Используя нанесенные системы газовых сетей, мы можем закладывать данные в навигацию аппарата. Эта тема уже более серьезного масштаба. В этом проекте мы работаем вместе со СГАУ, подавали заявки на определенные конкурсы, но пока финансирования не добились. С этим проектом мы обращались в министерство образования и науки РФ. Из 100 заявок мы были 30-ми, и несмотря на то, что средства на развитие идеи мы не получили, воспринята она, на мой взгляд, была воспринята на достойном уровне, и мы будем дальше работать в этом направлении.

Цифра: 18 млн рублей составила сумма капитальных вложений на создание ЕДС

Программное обеспечение для диспетчеров по режимам:

  • телеметрия – ПО «Мастер Скада»

  • учет газа и химического состава газа – ПО «Стел»

  • управление запорной арматурой – ПО «Стел ЕХ»

Программное обеспечение для диспетчеров по аварийной работе:

  • аварийная радиосвязь

  • ПО «Учет аварийных заявок»

  • ПО «Планировщик»

  • ПО «ГИС ИНГЕО»

  • ПО «Навигатор»

  • Контакт-центр «Инфинити»

  • ПО «Мастер Скада»


chatbot button
Чат-бот cross

Добрый день. Я интеллектуальный помощник. Я помогаю быстро найти нужную информацию на сайте.

Я могу Вам помочь?


Могу ли я Вам помочь чем-нибудь еще?


Частые вопросы:


  1. Как подать заявку на газификацию объекта капитального строительства?
  2. Как подать заявку на догазификацию жилого дома?
  3. Что такое догазификация?
  4. Как сделать максимально часовой расход газа?
  5. Какие документы приложить к заявке о подключении?
  6. Стоимость подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения?
  7. Связаться с ООО «СВГК» (телефон call центра)
  8. Сроки подключения объекта капитального строительства к сетям газораспределения
  9. Образцы заявок о подключении
  10. Правила подключения
  11. Адреса подразделений ООО «СВГК»

Спасибо за обращение! Мы рады были Вам помочь!